BlogsДругая параллель

Путешествие в объективе

Новогодние каникулы давно закончились, но не закончились отпуска. Да, да, именно зима – самое время для путешествий. Ведь именно зимой можно провести незабываемый weekend среди заснеженных горных вершин в разгар горнолыжного сезона, и в то же время, поплавать в теплых тропических водах, загорая без ущерба для здоровья где-нибудь в Гоа или в Таиланде. И, конечно, в горы ли, на моря ли – без фотокамеры никак нельзя. А если с собой только планшет или смартфон? Несомненно, современные гаджеты напичканы умными камерами с фотофильтрами, но сильно полагаться на них не стоит. Размытый фон или неправильный фокус они вряд ли исправят, а досада от испорченного снимка останется, особенно если кадр был вам дорог. Для того, чтобы привезти из отпуска не только приятные впечатления, но и действительно хорошие фото, нужно знать несколько важных правил фотографии. И тогда, даже самая простая фотокамера станет верным спутником любого путешественника.

В сети можно найти огромное количество советов фотолюбителям, но вряд ли упаковывая чемоданы и улаживая нюансы с турагенством, вы решите углубиться в изучение основ фотомастерства. Тут бы аккумулятор не забыть подзарядить, какие уж там фотоуроки. Зато, когда сборы позади и стюардесса попросила отключить мобильные телефоны, самое время выдохнуть, растянуться в кресле с журналом Russian Chicago Magazine и узнать несколько важных и простых правил хороших фотоснимков.

Совет 1. Избегайте “фото для галочки”

Не стоит делать фото для друзей и родственников, с целью поскорее выложить снимок в соцсетях. Есть, конечно, исключения, когда выбранный кадр действительно достоин того, чтобы им поделиться, например, передает ваши чувства или восхищение увиденным, если удалось запечатлеть действительно забавный момент. В остальном “фото для галочки” обычно не несут никакой эмоциональной нагрузки и не остаются в памяти. Нарочитое позерство на фоне богатого убранства гостиничного фойе (если это не специально спланированная профессиональная фотосессия), каменные позы, томные девичьи взгляды в небесную даль, демонстрация загорелых форм и горы мышц вызывают скорее отвращение, нежели восхищение. Британская газета The Daily Mail в 2014 году даже опубликовала список самых раздражающих фото из отпуска, где первое место занял снимок под названием “ноги-сосиски” (hot dog legs) – поджаренные женские бедра в обрамлении шезлонга. Остальные места разделили: прыжки с идиотским выражением лица, коктейль на закате, фотографии еды, “посмотрите, я держу на ладони Эйфелеву башню”, фото с тантамаресками, закаты (и восходы), надписи на песке, фото пальм и неба.

К “снимкам для галочки” также относятся фото на фоне всемирно известных достопримечательностей. Например, в итальянском городе Пиза каждый день можно наблюдать презабавную картину – как сотни туристов, находясь на небольшом расстоянии друг от друга, одновременно “толкают” или “подпирают” Пизанскую башню. Зрелище напоминает групповое занятие кунг-фу. Помните, находясь в отпуске, отдыхаете вы прежде всего для себя, не для других.

Совет 2. Золотое правило фотографирования пейзажей

Не смотря на то, что фото закатов и пальм входят в список самых раздражающих, находясь на тропическом побережье, вы вряд ли сможете избежать пальмы в кадре, да и закаты могут восхищать не только вживую, но и радовать глаз на фотоснимке. Главное, правильно выстроить композицию. Среди профессиональных фотографов существует “золотое правило пейзажей”. Фотографы-пейзажисты обычно выходят на охоту только дважды в день: на рассвете и на закате. Дело в том, что только в это время суток можно получить мягкий теплый свет и легкие тени, которые позволяют получить освещение профессионального качества для съемки пейзажей. Среди фотографов это правило соблюдается строго, поэтому им часто приходится вставать до рассвета и пропускать практически каждый ужин. Но это касается лишь профессиональных фотографов, а фотолюбителям просто можно взять на вооружение, авось пригодится.

Совет 3. Идеальная точка съемки

Чтобы приблизиться своими пейзажами к фотографиям из глянцевых журналов о путешествиях, нужно обратить внимание на три элемента, которые всегда присутствуют на профессиональных снимках. Первый из них – это передний план. Например, если солнце “садится в море”, изображение начинается не с морской глади, а на пляже. Второй элемент – это основной объект съемки. В случае фотографии заката, объектом может быть океан, в котором отражается солнце, или само солнце. Последний третий элемент – это задний план, например, небо и облака. По утверждению всемирно известного фотографа Скотта Келби, для создания впечатляющей пейзажной картинки необходимы все три элемента. Так что, когда вы решите запечатлеть красоту природы, спросите себя: “А где мой передний план?”

Совет 4. Линия горизонта

Во время съемки пейзажа также не менее важна и линия горизонта. Разместить эту линию правильно весьма просто. Главное, она не должна быть по центру – это обычная ошибка всех фотолюбителей. Прежде всего, нужно решить, на какой части вы будете акцентировать внимание: на земле или на небе. Если небо выглядит прекрасно, сделайте линию горизонта в нижней трети фотографии, если вам хочется выделить землю или воду – линия горизонта должна располагаться в верхней трети. Любой из этих методов позволит придать вашей фотографии больше колорита.

Совет 5. Как передать размер

Во время путешествия не редко выпадает шанс запечатлеть на фото что-то подобное гигантским секвойям в Калифорнии или огромным скальным образованиям в долине Монументов в штате Юта. На что только не идут туристы, какие только акробатические “поползновения” не выполняют, чтобы в объектив поместился весь объект целиком! Однако, при просмотре фотографий вдруг выясняется, что чувство монументальности утеряно, а гигантские секвойи мало чем отличаются от привычных сосен. Как не разочароваться, фотографируя гигантские объекты? Чтобы передать размер на снимке, многие фотографы предпочитают фотографировать горы так, чтобы в кадре были люди (альпинисты, например). Такой прием создает масштаб, позволяющий зрителю мгновенно оценить, насколько большой была увиденная вами гора, секвойя или самая крупная шишка в лесу.

Совет 6. Лицо в кадре

За время развития фотографии существовали разные мнения о том, на что следует наводить фокус при съемке портретных снимков. Сегодня в этом вопросе найден консенсус: наводить фокус нужно на глаза человека – это позволит достичь четкости изображения всего лица. Кроме того, существует еще одно правило, позволяющее придать портрету дополнительную выразительность: глаза модели должны быть на расстоянии 1/3 от верхнего края кадра.

Еще один нюанс. Не смотря на то, что, по мнению профессионалов, лучшие кадры получаются утром или вечером, нам часто хочется фотографировать близких людей в погожий солнечный день. Но вы, наверное, замечали, что на таких снимках свет падает слишком резко и создает досадные тени на лице. А от яркого освещения люди на фото жмурятся и забавно кривятся. Как этого избежать? Все просто – отведите вашу модель в тень, где свет будет мягче, а тени не такими глубокими. Не стоит уходить в пещеры! Достаточно поставить человека в тени, рядом с областью яркого солнечного света (под большим деревом, навесом здания или зонтом), и вы получите портреты, на которых люди не будут щуриться, а освещение будет мягким и красивым.

Совет 7. В поисках ярких красок

Во время путешествия наше внимание привлекает множество мелочей: цвета предметов, элементы одежды, дорожные знаки, вывески магазинов и т. д. Часто хочется сфотографировать улочку какого-нибудь старинного городка, захватив все интересные и колоритные мелочи, но вместо ожидаемого кадра, получается мешанина, разбросанная, незаконченная картинка. Поэтому, одним из важных элементов, которые должны присутствовать на фотографиях города, являются яркие, живые цвета. Держите глаза открытыми! Особенно здорово, если удастся найти человека, работающего на фоне яркой стены, или дождаться автобуса, когда он будет проезжать по улице мимо яркой вывески, или найти желтую машину, припаркованную возле голубой стены, например. Если вы будете искать такие комбинации цветов, вы удивитесь, насколько часто они встречаются во время прогулки по городу. Но, есть одно “но”, которое касается освещения. В отличие от портретной съемки, город не стоит фотографировать в тени, в данном случае яркое освещение – большой плюс.

Совет 8. Не нужно фотографировать все

Во время фотографий в городе, неудачи большей частью случаются из-за того, что мы пытаемся фотографировать слишком много. Ведь так хочется заснять грандиозное здание или передать в кадре великолепие собора, но даже с помощью суперширокоугольного объектива это очень трудно сделать. Для того, чтобы фото действительно получилось, профессионалы используют один простой прием – фотографируют детали, по которым можно узнать все здание (двери, окна, шпили, химеры, интересные архитектурные элементы). Пусть ваша фотография только подсказывает высоту здания или подчеркивает мастерство древних зодчих, а воображение зрителей дорисует остальное.

Еще одна проблема, с которой мы сталкиваемся, фотографируя туристические мекки, – это суматоха и толчея: ненужные объекты на заднем фоне, отвлекающие объекты на переднем плане, которые мешают воспринимать главный объект съемки. Поэтому один из величайших секретов создания красивых и впечатляющих городских снимков – стремление к простоте. Делайте простые фотографии людей, выбирайте простые архитектурные элементы – чем проще будет окружение главного объекта, тем более впечатляющим будет кадр.

Совет 9. Достопримечательность в кадре

Каждый раз, оказываясь рядом с мировой достопримечательностью, мы понимает, что ее нужно запечатлеть не только в памяти, но и на фото. Побывать в Париже и не сделать хотя бы одну фотографию Эйфелевой башни? Но как в таком случае избежать банальности? Конечно, самый очевидный совет – в том, чтобы сфотографировать объект под другим углом. Но очень часто, как, например, в случае с Эйфелевой башней, необычного угла уже просто не существует. Можно попробовать следующее: фотографируйте достопримечательность при необычных погодных условиях. Фотографируйте именно в те моменты, когда это больше никому не придет в голову – после грозы или снегопада, на фоне необычных облаков и т. д. Другими словами, если нельзя изменить достопримечательность, можно фигурально изменить окружающие ее условия – пускай это будут не только погодные явления, а проезжающие мимо велосипедисты или другие детали городского пейзажа.

Последний и самый важный совет

Вообще горя, существует один единственный и главный принцип хорошей фотографии, и если ему не следовать, то все вышесказанное можно смело отбросить. Главный секрет хорошего снимка кроется в вашем настрое и бережном отношении к кадру – ведь хорошее фото, как и картина, передает настроение художника. Помните, как во времена пленочных фотоаппаратов? Фотографы берегли каждый кадр – прежде, чем щелкнуть затвором, тщательно продумывали композицию, выбирали освещение. И почетное место в наших фотоальбомах занимают именно те самые снимки, мы взяли их в рамки и бережно храним. А цифровые фото сегодня редко кто успевает распечатать – кадров огромное множество, и выбрать тот единственный снимок, которому захочется придать физическую форму, весьма кропотливый труд. Мы храним фото на жестких дисках, в файлобменниках и соцсетях, а потом постепенно забываем о них, вытесняя из памяти новыми событиями, путешествиями, гигабайтами. Так что, если поймали момент – ловите его одним щелчком, тогда каждое путешествие действительно станет незабываемым!

Дарья Миронова

Previous post

Развод. Основные принципы и стандарты

Next post

First look: Константин Ерохин